В Омской области, в стороне от оживленных магистралей, между четырех озер раскинулось село с необычным названием "Крестики". А вокруг — настоящий заповедный край, где до сих пор обитают дикие лебеди, енотовидные собаки и лисы. Здесь традиционный уклад жизни держался дольше, чем в других деревнях края. В Крестиках сохранилась уникальная сибирская певческая традиция. И едва ли не каждый дом украшают удивительные "космические" ковры.
СРЕДИ ОЗЕР
Никто точно не знает, когда было основано село. По одним данным, это произошло в 1787 году, по другим — в 1822-м. Также никто не даст ответа на вопрос, почему оно возникло на периферии — вдали от остальных поселений. Ближайшей к Крестикам деревней является Пресновка, до которой 24 километра.
Откуда пришли первые поселенцы, тоже неизвестно. На территории нынешнего Оконешниковского района селились и переселенцы из-за Урала, и русские сибиряки из Тарского, Тюменского, Тобольского уездов. Известно, например, что село Оконешниково, возникшее в самом начале XIX века как крестьянская заимка и отстоящее от Крестиков на 35 километров, заселялось преимущественно рязанцами и туляками.
Наряду с характерным диалектом некоторые особенности женского костюма свидетельствуют о переселении основателей села из южных губерний России. Передник тут именуют "запоном", предпочитают яркие и смелые сочетания цветов, а еще имеет место беспримерное для Сибири количество "загранишных" ситцевых платков, сохранившихся от прабабушек. Сами же жители Крестиков называют себя "чалдонами" (также "челдон" или "чолдон". — Прим. ред.) — людьми с Дона. "Шли люди, переселенцы, земли свободные искали, чтобы были плодородные. Они зашли в Пресновку, но там их не приютили, чудом переночевали в каком-то бедном домике на окраине. А утром им сказал мужчина, который там жил: вы отсюда уходите, у нас чужаков не любят — убьют и закопают. И они пошли дальше. Шли-шли, видят: стоят крестики — могильные кресты. Ну, кто-то раньше шел, умерли люди, похоронили их, а остальные дальше пошли. Вот они и обосновались там — не где сейчас деревня, а за озерами. А потом пожар пришел из Казахстана, степи горели, и селение их погорело. Они тогда подумали и стали дома строить между четырех озер: огонь не переберется через воду", — рассказывает жительница Крестиков, потомственный мастер Ольга Серикова.
Продолжение читайте в статье портала Русский Мир - https://rusmir.media/2023/03/05/krestiki