ТРИ ОСНОВНЫХ РИТУАЛА ШАГАА
Первый ритуал Шагаа – Будууайы (месяц перед Шагаа)
Суть Будууайы (тув. бүдүү — канун). Месяц, который отводится для подготовки к Шагаа, называется Будууайы – Месяц перед Шагаа. В этот месяц все собираются дома, все должны находиться среди семьи, родных и близких. Взрослые после работы, младшие, освободившись от учебы и других занятий, принимают участие в подготовке к Шагаа. Старшие в семье объясняют младшим обычаи и ритуалы, которые следует соблюдать во время проведения праздника. Необходимо провести очищение и освящение своей души, своего дома, разобрать запасы продуктов, приготовленных для Шагаа, починить старую и пошить новую одежду.
Второй ритуал Шагаа – Сан салыры
Значение ритуаласан. С древнейших времен тувинцы поклоняются природе. Чтобы выразить благоговение перед творениями природы и свое почтение к ней, совершают обряд чолукшуур (приветствие) посредством сан салыр (воскурение, жертвоприношение, моление) – таинство общения с Отцом-Небом и Матерью-Землей. К этому обряду тувинцы относятся со всей серьёзностью. Обряд обычно проводит мужчина — хозяин дома, который несет ответственность за семью, род, клан, или для этого обряда приглашают шамана. Обряд сансалыр совершается во время освящения родовых гор, тайги, огня, перед охотой, перед тем, как отправиться на лечение на аржаан (минеральные воды), перед любым делом, имеющим судьбоносное значение.
Третий ритуал Шагаа – Чолукшууру (выражение уважения, дружеского участия и пожелания счастливой жизни).
После обряда Бойдус-биле чолукшууру оставшуюся пищу съедают, три раза обходят по солнцу место, где был костер, и уходят домой. Мужчин, вернувшихся с обряда сан салыр, встречают женщины возле малого сана, вся семья садится на энчек (кошму), члены семьи ещё три раза читают молитву и заходят в дом. К этому времени солнце поднимается, и утро Нового года вступает в полную силу, люди приветствуют всех родных и знакомых с наступлением нового дня Шагаа, все здороваются друг с другом, восклицая «Шаг чаагай, Шагаачаагай!».